Для чего необходима профессионально-общественная аккредитация?

Аккредитация как форма признания образовательной деятельности существует практически во всех развитых странах мира и в большинстве из них представляет собой участие независимых структур в оценке качества образования.

Понятие общественной аккредитации в образовании появилось в российском законодательстве в 1992 году.

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (утратил силу)

Статья. 33.2 государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

«41. Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации».

Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599
«О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»

«… 1. Правительству Российской Федерации:
а) оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку
юридических кадров… »

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

«… 4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии… »

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»


Статья 89. Управление системой образования

«… 2. Управление системой образования включает в себя:
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию…»

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

«… 3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

«… 8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации»

ФГОС3++
введен в действие с 30.12.2017

«… 4.6.4 Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе … может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, …»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 560»

«… 1. В пункте 7 «Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки высшего образования осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс (за исключением показателей, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «к» настоящего пункта):
… дополнить подпунктом «р» следующего содержания:
«р) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которых истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

Приложение № 1 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», с. 46

«Удельный вес числа специальностей и направлений подготовки, на которых проводятся процедуры профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ профессионального образования, в общем числе специальностей и направлений подготовки: в 2018 г. – 25 процентов, в 2019 г. – 27,5 процентов, в 2020 г. – 30 %».

Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

«20. Мероприятия по сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне …».