Общественные слушания в Общественной палате Российской Федерации

1 ноября 2018 г. состоялись Общественные слушания в Общественной палате Российской Федерации, организованные Комиссией по развитию науки и образования и Евразийской ассоциацией оценки качества образования (ЕАОКО). Слушания были посвящены теме «Государственный и общественный контроль качества условий образовательной деятельности: конфликт или сотрудничество». На слушаниях выступила заместитель ди⁠ректора Нацаккредцентра Г.Н. Мотова на тему «О механизмах независимой оценки качества образования».

Целью Общественный слушаний было обсудить существующие подходы и возможности в реализации общественной экспертизы качества условий образовательной деятельности и сформировать предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения участия общественности в процедурах независимой оценки. Обсуждались проблемы взаимодействия государственных и общественных структур в процессе независимой оценки.

В действующем законодательстве существуют определенные ограничения для привлечения общественности (в т.ч. профессиональной общественности) в процедуры независимой оценки качества образования. Так например, в статье 95.1 в связи не прописана возможность учета результатов независимой оценки качества со стороны государства. Статья 95.2 позволяет привлекать организации, осуществляющие сбор и обобщение информации о качестве условий образовательной деятельности, но их функционал очень ограничен рамками государственного контракта.

Положения статьи 96 не предусматривают привлечение профессиональных ассоциаций - речь идет только о работодателях, ассоциациях работодателей и уполномоченных ими организаций и, прежде всего, об оценке соответствия уровня и качества подготовки выпускников. Фактически произошла подмена понятий: речь идет не об аккредитации, а процедуре сертификации выпускников.

В последнее время явно отмечается тенденция к замещению профессиональной экспертизы в вопросах независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации на экспертизу, проводимую представителями общественных палат (общественный контроль), работодателями (профессионально-общественная аккредитация), студентами (студенческий дозор). Вместе с тем, мировая практика формируется с привлечением стейкхолдеров (независимые академические эксперты, в т.ч. зарубежные, представители профессионального сообщества, работодатели, студенты).

Были высказаны предложения:

• четко определить понятия, целевые установки и степень участия общественности (в т.ч. академической общественности) в независимой оценке качества образования;
• использовать результаты независимой оценки не только в целях контроля, но и признания и продвижения лучших практик;
• признавать результаты независимой оценки качества при государственных контрольно-надзорных процедурах.